Войти
Общество
17.04.2024 21:05
Наша массовая культура и поп-музыка – коллективная Инстасамка

Наша массовая культура и поп-музыка – коллективная Инстасамка

  • Текст: Александр Белов
  • Фото: spacefor.ru

«На данный момент мы почти не имеем качественной современной музыки, качественных исполнителей (исполнительниц). Выжженная земля… Насколько же бездарен музыкальный ряд, пусты и отвратительны тексты песен!»

Публицист Александр Белов проанализировал современное состояние отечественной массовой культуры и поп-музыки. Итог его наблюдений и размышлений опубликован в журнале «Русская народная линия»:

Возмущенное общество в последнее время много сетует по поводу торжества и засилья ничтожного в культуре. Особенно в массовой.

Негодование достигало высокого градуса в связи с «голой вечеринкой» по чьему-то замыслу слитой в сеть. Дикие московские «звёзды» привычно нежились в пыли одного из гадюшников в исподнем и без оного (их представление о высоком). Хороший повод для аудитории, чтобы окончательно разозлиться и потребовать изгнания участников сходки хотя бы из федеральных СМИ. Сыпались возгласы, требования, протесты от интеллигенции столиц и станиц, от известных медийных персон, депутатов самого разного уровня.

И вот заметалась, осознав, что не получится мило отшутиться, понимая, что благополучие находится здесь, увядающая труппа ельцинской сцены, чьим лицом после бегства Пугачевой стал её воспитанник Киркоров. Не придумал ничего лучше, чем отправиться на Донбасс и вызвать гнев со стороны тамошнего народа.

Народ, конечно, бывает наивен и доверчив и многое готов прощать. Но, до поры – до времени. Не слишком традиционную киркоровскую компанию больше ни видеть, ни слышать не хочет. А ведь сын болгарского подданного до сих пор уверен, что он король поп-музыки в «этой стране».

Однако нелепые вкусы и вечеринки «элитной» тусовки, провинциально воспроизводящие западный распад, последующие жалкие метания стали всего лишь одной из иллюстраций серьёзной проблемы.

Страна вступила в полосу яростного идеологического, информационно-психологического, духовного противостояния. Эта война не менее важна, чем та, что ведется на полях сражений. В современной ситуации вести бой за души людей или хотя бы за их симпатии невозможно, не обладая мощным комплексом массовой культуры.

Не последнюю роль в этой утрате многих молодых сыграла несостоятельность в культурной политике, а вернее в её полном отсутствии. Слишком долго верхи были готовы умиляться выходкам Собчак, смеяться вместе с ней такому непосредственному мальчику Дане Милохину, делать вид, что не понимают всю степень опасности и мерзости текстов существ, называющих себя, к примеру, «Инстасамка». А судя по тому, что существо просочилось на ТВ, кураторы умов продолжают вид делать. Да и любитель сценических перверсий Богомолов, он же супруг Собчак, натянув маску «нейтральности» и посоветовав сделать то же иным «испуганным патриотам», вновь становится едва ли не главным голосом российского театра.

Понятно, названные пародии на певцов и артистов, чьим собирательным образом долго будет служить несчастный Моргенштерн – корм для школьников, подростков, страдающих острым дурновкусием. После неизбежного эффекта тошноты всем, кто не успевает получить диагностированное умственное расстройство, приходится искать чего-то иного. И здесь происходит наиболее драматичный момент. Качественного своего за редкими исключениями нет в принципе. Вместе с двигателями для гражданских самолётов и много чем ещё, мы утратили собственную эстраду, собственную массовую культуру достойного уровня.

На данный момент мы почти не имеем качественной современной музыки, качественных исполнителей (исполнительниц). Выжженная земля, оккупированная до недавнего времени кружком питомцев Пугачевой, если говорить о поп-исполнителях.

Стареющие легенды Кинчев и Бутусов, изгнанные с экранов и из эфиров, одиноки на каменистом пустыре рока, не рождающем новых заметных имён и песен. Полный провал в электронный музыке (и это с наследием одного из её основателей гениального Артемьева). Ну и да простит меня читатель, русский рэп вовсе не та кляча, которой суждено вывезти из анабиоза массовое сознание.

Отсюда молодому человеку не остаётся ничего, кроме как слушать клятых-треклятых западных, читай англо-американских исполнителей. Слушая их, изучая их язык, он постоянно находится в особом ментальном поле.

Западная индустрия масскульта гораздо более жестко идеологизирована, наполнена спектром смыслов прямо противоположных тем самым традиционным ценностями, о которых мы начали говорить.

Обсуждая «голые вечеринки» и нюансы личной жизни российских артистов, мы привычно упускаем главное – их полную творческую несостоятельность, их низкий профессионализм, частое отсутствие каких-либо необходимых для работы на сцене данных. Без фонограммы их представления превращаются в посмешища, не говоря уже о том насколько бездарен музыкальный ряд, пусты тексты песен. Почти все они – торговцы залежалым, никому не нужным товаром.

Рассматривая плохую съёмку непривлекательного тела с подвешенными на нем как бы бриллиантами, мы забыли спросить: «Кто эти люди?» Почему вообще эти уже не очень молодые, некрасивые, пошлые и обладающие сомнительными талантами проходимцы должны нас интересовать? И почему об этих людях и только о них идёт речь, как о российской эстраде?

Скажут, других нет. Или мы о них ничего не знаем. Значит, надо искать. Но главное запускать действенную индустрию собственной массовой культуры, где выразила бы себя и русская мелодическая основа. Где нашли бы своё место таланты, которых у нас по-прежнему много. Где заняло бы своё место наше великое слово. Где появились бы новые красивые лица и красивые голоса.

Иначе шаг за шагом, мы проиграем всю мало-мальски ищущую, думающую молодежь. Не берём здесь с детского сада посещающих с бабушкой консерваторию и Большой театр, листающих дома фамильные энциклопедии и тома классиков в редких изданиях. У них к поглощению западной субкультурой надежная прививка Чайковским, Рахманиновым, Достоевским, которая рано или поздно заявит о себе. Берём то большинство, которое привычно ищет лучшей доли. И на этапе формирования, отвергая вторичный шлак массовой культуры РФ, большинство уходит с головой в поглощение чужой музыки, чужих сериалов, чужих компьютерных игр.

Девочки и мальчики со всегдашними наушниками и взглядом, устремленным не вдаль, но в экран носимого устройства – все они видят, слышат звук, призыв, установку, мотив, эмоцию постоянно уводящие их в другой мир. Мир ярко расцвеченного гедонизма, насмешливо враждебный по отношению не только к России, но и к самим основаниям христианской цивилизации и вместе с тем изощрённый, привлекательный, «вкусный». И это уже не просто вкусная жвачка, которой манили иностранцы наивных советских школяров. Это серьёзная работа с сознанием, в результате которой появляются стада манкуртов настороженно глядящие в сторону не то что священника, но даже и купола православного храма. Готовые, бросая всё, истерично бежать «из рашки» в Верхний Ларс, на Марс, в Турцию, да куда угодно!

Конечно, в создании собственной массовой культуры велик риск наступить на грабли тотальной идеологизации. Когда «верность идеалам Октября» часто перевешивала художественные достоинства конкурентов и затеняла никчёмность композитора и (или) певца. Существует много иных подводных камней. Но надо учиться, надо вкладывать средства, надо творчески заимствовать у других, брать лучший опыт предшественников, умевших магнетизировать большую аудиторию, искать в отечественной музыкальной основе – от хора Донских казаков Жарова до «Песняров», от поисков национального мелоса Свиридова до удачных версий русского рока.

Приходя в спортивный зал, молодой человек должен заниматься под свою музыку со словами на родном языке. Развлекаясь в сети, он должен играть в увлекательную игру, насыщенную своими смыслами, следя за киносюжетом, он должен восторгаться своим героем, утверждающим правильный мир, а не тот, где картинно разделываются с «ужасными русскими».

Прописные истины? Разумеется. Но пока мы от бесплодных обсуждений низкосортных вечеринок и пугающих ничтожной пустотой телешоу не перейдём к созданию качественно иного, способного побеждать в духовном противостоянии массового искусства, мы лишь будем терять всё новые и новые поколения и, в конечном счёте, проиграем битву за будущее.

Источник

Ранее в рубриках
В ВоронежеНовая невосполнимая потеря Платоновского фестиваля – зрители не увидят спектакль о любимом покойном казахском скакуне

Показы спектакля «Кулагер» должны были пройти 1 и 2 июня в Воронежском государственном академическом театре драмы им А. Кольцова.

В РоссииТеатр «Бобрёнок» победил со спектаклем «Гусёнок»

Бобровские самодеятельные актёры-кукольники стали лауреатами ставропольского театрально-образовательного проекта.

В миреМноголетний директор Реймсской оперы Серж Гаймар погиб во время пожара в собственном доме

Он занимал должность директора французской Реймсской оперы с 2000 по 2023 год.

ОбществоГлава Воронежа Вадим Кстенин оценил ход строительства школы в микрорайоне Подгорное

«Значимых нареканий к подрядчику на этом этапе у меня нет», – поделился мэр.

ТеатрАлександр Калягин посадит вишни

Для коллектива театра Et Cetera уже стало доброй традицией ежегодно принимать участие в весенней посадке деревьев.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 16 мая: новый фильм Гая Ричи – новый лидер проката

Правда, сборы этого и других участников процесса оказались ниже нижнего предела ожиданий.

ПерсонаВремена не выбирают – памяти Аллы Борисовны Ботниковой

Эссе известного воронежского музыковеда, профессора Евгения Борисовича Трембовельского.

ЛитератураВышел апрельский (2024) номер журнала «Подъём»

Общее впечатление: многообразна вселенная русского человека, живущего на земле.

МузыкаВ Воронеже открывается сезон летних концертов в парках

Пока Кольцовский сквер не задействован, музыканты выступят в двух парках города.

Изобразительное искусствоУмер народный художник России Сергей Андрияка

Выдающийся мастер ушёл из жизни на 66-м году, причина смерти – рак.

Зал ожиданияПодробная программа «Ночи музеев-2024» в Воронеже – что стоит посетить

Название мероприятия, место и время проведения, стоимость – всё здесь.

ГлавноеВоронежцев пригласили на единственный в своём роде фестиваль Коробова-Литягина

Это уникальное культурное событие заиграет красками и наполнится чарующими звуками 29-31 мая.